О храме

Статистические сведения, написанные священником Алексием Бордюговским 20 декабря 1883 года

Село Черное лежит при Сатманском заливе Ладожскаго озера, между старым и новым Ладожскими каналами, на 116 верст от Петербурга и на 47 от Новой Ладоги. До построения нынешней каменной церкви, здесь были две деревянные. Первая церковь, во имя пророка Илии стоявшая, в начале XVII века, на песчаной окраине Ладожскаго озера, сгорела, вместе с селом, в 1760 году. Потом усердием дворцоваго крестьянина Мирона Данилова, выстроена другая деревянная церковь и в 1763 году освящена во имя Богоявления Господня. Об этом свидетельствует хранящаяся в церкви грамота, которою повелевается:

Ладожскаго заказа, Пречистенскаго Городенскаго погоста, в выставке Черном новопостроенную, деревянную, во имя Богоявления Господня, теплую церковь на прежнем, оставшемся от прежде погорелой, тоя же выставки церкви, антиминс, Ладожскому npoтoiepeю соборне освятить.

Грамота дана по прошению iepeя Алексея Гаврилова, извещавшаго о построении церкви. Наверху подпись apxiепископа Beликаго Новгорода Димитрия, а в конец:

Писана и дана сия благословенная грамота, за подписанием нашея руки и печатью, в царствующем в С.-Петербурге, в нашем архиерейском Карповском доме, при церкви св. Чудотворца Николая 1763 года, сентября 19-го числа.

В 1817 году церковь возобновлена по плану, утвержденному митрополитом Амвросием и, не будучи долго исправляема, угрожала падением. Посему, когда по указу от 18-го сентября 1871 года, за № 3697, благочинный ее освидетельствовал, то нашел, что ее нельзя исправить, и было решено — построить новую церковь. После построения новой церкви она была разобрана; из материала ея на месте алтаря построена часовня; остальное употреблено на двухэтажный дом для школы.

Новая церковь построена иждивением и при личном участии дворянина Аркадия Ивановича Касаткина, директора русскаго строительнаго общества. Им пожертвовано на церковь 15 т. серебром, остальное собрано по книжкам. В постройке церкви принимал живейшее участие владыка Исидор. В 1871 году, проезжая по каналу из Старо-ладожскаго монастыря, он сошел с парохода, в сопровождении начальника 3 отделения 1-го округа путей сообщения г. Петрова, подробно осмотртел старую церковь и, выслушав крайния нужды прихожан, сказал им, что у него есть 15 т. р. с., пожертвованные Касаткиным, которые он отдает на постройку церкви, и тут же указал место для церкви. При отезде владыки из села Чернаго крестьяне одарили его сигами и со слезами радости провожали его на пароход.

Постройка церкви стоила 19 т. р. с. Церковь построена при священнике Григории Тихомирове, по плану, утвержденному губернским правлением 31-го августа 1873 г., за № 177 и исполненному архитектором Владиславом Пильцем.

Храм крестообразный, с полукружием для алтаря, каменный, одноглавый, с колокольнею. Купол и колокольня деревянные. Главный алтарь посвящен пророку Илие, правый придел — преподобному Аркадию, левый — св. Николаю Чудотворцу. Главный алтарь освящен 5-го октября 1875 г. благочинным села Путилова протоиереем Иаковом Смирновым; левый — бывшим благочинным, села Кобоны священником Николаем Розановым, правый освящен 9-го сентября 1879 г. благочинным села Дубно священииком Порфирием Говорковым.

При жизни храмоздателя г. Касаткина предполагалось придать посвятить Александру Невскому, но когда он умер, то супруга его Александра Платоновна пожелала посвятить притвор преподобному Аркадию. Приделы устроены по мысли храмоздателя, но особенной надобности в них нет. В левом приделе служат только 9-го мая и 6-го декабря, в правом — 16-го января. Оба придела довольно тесны.

Иконостасы в один ярус. Средний несколько выше остальных. Иконы в иконостасе — работы Пешехонова. Антиминсы новые, освященные митрополитом Исидором 17-го августа 1875 г. Длина храма 12,5 саж., ширина, вместе с каменною, в 2,1/2 кирпича, кладкою — 8 саж. Купол и колокольня обшиты тёсом и выкрашены масляной краской. Кресты деревянные, осьмиконечные, обитые жестью. В куполе — 8 окон, в алтарях — 4; в церкви — 14; все они с жел. решетками, с двойными рамами. Дверей трои, одна в паперти, обитая железом; входная в церковь со стеклами, с модною решеткою; в ризнице, сторожке и под колокольнею — по одной малой двери, а в боковом левом приделе двойная дверь; наружная обита внутри листовым железом.

В главном алтаре, справа, камин, а слева — круглая железная печь; в церкви — две железные печи; в ризнице и стоpoжкe — две малых печи; церковь снаружи и снутри оштукатурена и выкрашена. В паперти, ризнице и сторожке пол плитный, в церкви — деревянный, двойной, с 4 продушинами в гранитном цоколе. Церковь и прочия помещения теплыя.

В храме достопримечательны: 1) икона пророка Илии, питаемаго воронами. На ней сребропозлащенная, с венчиком, риза весит до 9 фунтов. Икона особенно уважается. Она стоит за правым клиросом, в кioтe, за стеклом. 2) Древняя икона Богоявления, за левым клиросом, в ризе 84 пробы, в новой кiоте, с позолоченными венчиками, В ризе весу 8 фунтов 65 зол. Первая икона вынесена из старой церкви во время пожара, вторая написана в 1763 г, 3) Евангелие в лист (М. 1701).

Метрическия и исповедныя книги ведутся с 1803 г. и почти в целости.

Приходорасходныя — с 1809 г., клировыя — с 1866 г , а обыскная — с 1804 г.

Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1876 г. состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Алексий Гаврилов, упомянутый в грамоте на освящение храма; Феодор; Алексей федоров, сын его, служивший с 1805 по 1830 год; Иоанн loaннов (1830—1838). Все они выводились в священство из дьячков. Потом служили уже окончив курс семинарии, как то: Александр Николаев Чернов (1838—1867); Иоанн Михайлов Землянский (1867—1871), Григорий Сергиев Тихомиров (1871—1877) и, служащий ныне, Алексей Михайлов Бордюговский.

Церковный капитал составляют 5 билетов по 100 р., один в 150 р., один в 113 р. 50 к. и один — в 1000 р. Часть процентов идет на причт.

По штатам 1843 г. священнику давалось жалованье 180 р., дьячку — 70 р., пономарю — 60 р.; кроме того причт 10 лет получал вспомогательный, из синодских сумм, оклад в 300 р. В 1776 г. место пономаря упразднено и священник стал получать 200 р., псаломщик — 70 р.; по указу духовной консистории от 14-го июля 1879 г, за № 1993, священнику дается 240 р. и псаломщику — 80 р.

Земли у причта 33 дес., из них — удобной под сенокосом и огородами — 5 дес.; остальные — под залевным болотом. В 1863 г. лучший участок церковной земли — в 2,1/2 дес. и — еще, при Лиговской приписной церкви, в 17 дес. — заняты новым каналом, за что причту выдано 280 руб. для пользования процентами.

Прежде члены причта имели помещение в домах построенных владелицами г-ми Борх и Лаваль, на церковной земле. Потом приходилось или покупать дом у предшественника, или строить новый, или, что бывало чаще, нанимать избу у крестьянина. При постройке новой церкви, куплен был, у крестьянина Трофима Александрова, старый деревянный, одноэтажный дом, купленный крестьянином у прежняго священника Ioaннa Землянскаго; за дом заплачено 303 р. из процентов с капитала г. Касаткина. Тут и живет священник. Для псаломщика дома не имеется.

Приход граничит: с севера и запада с Ладожским озером, с юга и востока — лесом, кустарником и болотом. На пути к Новой Ладоге, по каналам, находятся селения.

Подле церкви, по новому каналу, село Черное (65 двор.); населенное крестьянами и солдатами (150 душ мужск. и 176 женскаго пола); в версте от церкви, на берегу озера — деревня Стряковцы (24 двора; мужск. 79 и 80 женск. пола); в версте от церкви, на старом канале — Чернослюзская слобода (20 двор., мещан и отставных солдат; мужск. 30 и женск. 42); в пяти верстах от нея, по старому каналу — Белозерки (10 двор., мужск. 17 и 22 женск. пола); в 10 верстах от церкви, по старому каналу — Кивгода (21 двор.; мужск. 50 и 46 женск. пола); в 4 верстах выше Кивгоды, в 15 верстах от погоста, на старом канале — Лигово (59 двор., в числе их — 36 дворов раскольнических; мужск. 90 и 116 женск. пола); в 15 верстах от погоста, в 4 верстах от Лигова — слобода Петербургская (14 двор., 30 душ мужск. и 31 женск. пола); в 5 верстах от церкви караулка, наз. Черни или Зеленомостье; тут живет семья из 2 человек мужск. и 3 женскаго пола.

В 1821 году к здешнему приходу приписан соседний приход села Лигова, с деревянной церковью Петра и Павла.

Всех прихожан муж. пола 418, женскаго — 455; раскольников — 47 м. п. и 83 ж. Сообщение с деревнями затрудняется, зимой, от наносов снегa с озера, а осенью и весною — от болот и грязи.

Прихожане занимаются рыбной ловлей. С 1880 года, когда страшныя бури поломали у них рыболовныя снасти, рыбный промысел упал и крестьяне стали заниматься гонкой судов, сбытом сметаны, молока, ягод и пр. в Петербург; беднейшие поступили в работники к более зажиточным.

Село Черное, С. М. Прокудин-Горский, 1909 год

Школа открыта священником Черновым в 1845 г. В 1879 г. построено для нея особое здание и школа передана в ведение земства. Ныне в школе учится до 30 мальчиков и 5 девочек. Учительница получает за уроки 300 р.; закон Божий преподает священник; попечителем состоит добрый и гуманный человек, бывший капитан сербской службы, ныне русский подданный, техник Владимир Антонович Махачко. В течении 2 лет он уплатил 120 р. недоимки, бывшей на школе, на 600 р. окрасил школу, устроил гимнастику, давал детям подарки, например серебряные часы — мальчикам и браслеты девочкам.

Прихожане соблюдают уставы церкви, но храм посещают не усердно. В обыкновенные праздники бывает в церкви не более 50-60 человек; в большие праздники — до 400.

Местные праздники суть следующие: село Черное и деревня Стряковцы празднуют Пр. Илии и Богоявлению; в Богоявленie бывает крестный ход на канал Александра II; в Ильин день — крестный ход вокруг села Чернаго установлен в 1846 г. в память холеры; вокруг села бывает крестный ход и 23 июня; в деревни Стряковцах бывает крестный ход 24 июня, в Чернослюзскую слободу — 8 июля, в Кивгоды — 10 июля и 6 августа, в Лигово — 6 августа и 29 июня.

В приходе 3 кладбища: одно старинное при церкви, обнесенное оградой, в которой, на месте разобранной церкви, построена деревянная часовня; другое, также древнее, обнесенное деревянным забором, находится в 4 саж. от перваго, на берегу Ладожскаго озера. Кладбище это было неудобно, во 1-х от того, что по вырытии могилы на поларшина, могила заполнялась водою, а по вырытии на аршин, земля осыпалась и нужно было рыть снова; во 2-х от того, что во время бурь смывало и сносило могильные камни; в 1881 году кладбище закрыто; третье кладбище — у Петропавловской церкви, в Лигове; тут погребаются умершие только из Лигова и Петербургской слободы.

В 15 верстах от с. Чернаго к Ладоге, за рубежом новаго канала есть Лиговская церковь Петра и Павла, построенная прихожанами в 1744 г. и в 1823 г. приписанная к Черновской церкви. Она деревянная, одноглавая, холодная, обшитая тесом; крыша и купол ея покрыты дранью. Длина ея 8 саж., ширина 3 саж. 1 арш.; два окна внизу и два — вверху; в алтари 3 окна, все с железными решетками. При церкви — колокольня. В церкви есть документы прежних годов, начиная с 1804 г. Антиминс ея печатан на холсте в 1744 г. и дописан Тихоном еписк. Ладожским и Кексгольмским. В церкви служат: на 2 седмице Великаго поста, на 4 день Пасхи, 29 июия, 24 июля, 6 августа и 16 января. Из прежних священников этой церкви известны только отец Каллиник и отец Георгий.

В 1883 г. Государь Император с супругою и с Наследником Цесаревичем, проезжая из Сясьских Рядков, где открыт был новый канал, посетил Литовскую церковь и пожертвовал на поддержку ея 100 р. с.

В Лигове есть раскольничья моленная, а в деревне Кивгоде — православная часовня.

На берегу Ладожскаго озера есть два огромных камня, лежащие на аршин в воде и на сажень сверх воды. Один находится на границе между Черновским и Кобонским приходом, другой — близ деревни Кивгоды. По величине своей они издали довольно приметны, но для судопромышленников и рыболовов не опасны.

Назад