История округи

Волго-Балтийский водный путь

Рассказывать историю этих мест начнем с середины, с победы русских войск над шведами, с рубки окна в Европу и с началом освоения земель бывшей Ингерманландии. Как происходил штурм ключевой крепости — Орешек, и как началось строительство Санкт-Петербурга Вы хорошо знаете из учебников истории и описаний других тайников. Вскоре, после начала мирной жизни на северо-западе, возникла необходимость водного пути из центра России в Балтийское море. Еще Петр Первый начал проектировать прокладку канала вдоль берега Ладожского озера «для отвращения опасности судового хода». Дело в том, что Ладога, крупнейшее озеро в Европе, ведет себя неспокойно и непредсказуемо, словно море. И речные суда не выдерживали ладожских штормов и гибли, даже у самых берегов. С другой стороны, уровень воды в нем меняется год от года и зависит от сухости климата, количества снега зимой и, как следствие, полноводности рек, питающих озеро. Поэтому это было насущной необходимостью иметь полностью речной путь, чтобы не перегружать товар из речных барж в палубные суда, что существенно увеличивало цену доставленного товара. В старину даже говорили:

За морем телушка — полушка, да рубль перевоз.

Судоходство по Староладожскому каналу было открыто в 1730 году, он вошел в состав Вышневолоцкого пути, а затем через 80 лет в знаменитую Мариинскую водную систему, ныне называемую Волго-Балтийский водный путь. Учитывая переменный уровень воды в Ладоге, на входах в канал были поставлены шлюзы, для сохранения воды в канале. Остатки шлюзов еще можно найти в городе Шлиссельбург.

Гранитный водоспуск на реке Кобона, С. М. Прокудин-Горский, 1909 год

Шлюзы были несовершенны, и, в конце концов, через 100 лет эксплуатации Староладожский канал обмелел, заилился и уже больше не «подходил по формату» к остальным звеньям вовсю эксплуатируемой Мариинской водной системы. В 1866 году было начато рытье каналов ближе к берегу Ладоги, с учетом ошибок Староладожского канала была усовершенствована система поддержания уровня воды. Новый канал получил название Новоладожский. Судоходство по Староладожскому каналу продолжалось менее интенсивно, и было завершено только к 1940 году. Новоладожский канал судоходен до сих пор.

Если Вы свернете с Мурманки налево в деревне Дусьево, то через 20 с лишним километров асфальта и грейдера вперемешку попадете в селение Кобона.

Село Кобона

Эта древняя деревня насчитывает уже пять веков своей истории. Название Кобона переводится как «Осина» и упоминается в писцовой книге 1500 года как платящая налог Николо-Медведскому монастырю на Волхове. Кобона жила неспешно до тех пор, рока не добрался до нее в 1726 году Староладожский канал. В деревне, по реке Кобоне, был сделан промежуточный выход в Ладогу и поставлен шлюз и гавань. Устье Кобоны стало называться Кобонским каналом.

В 1732 году Кобона была пожалована создателю Ладожского канала генерал-фельдмаршалу графу Б. Х. Миниху, который так старался угодить императрице Анне Иоанновне, что выстроил деревянный путевой дворец. Во время церемониальной поездки на открытие канала в мае 1732 года Анна Иоанновна отдыхала в Кобонском дворце. В этом селении также останавливалась Екатерина II в своих речных путешествиях, но останавливалась она не во дворце, который был разобран в 1846 году, а в каменном караульном доме, который сохранился до наших дней. Он находится на материковом берегу Староладожского канала и правом берегу Кобоны.

Село Кобона, С. М. Прокудин-Горский, 1909 год

Еще одна древняя постройка — это Никольская церковь. Она была возведена в 1861 году, разрушена большевиками, пережила войну, использовалась как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. Церковь была восстановлена к 2003 году в том числе и на деньги кобонцев. Уникальность церкви еще и в том, что это церковь-маяк. В 19 веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. К них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.

Но настоящую славу Кобоне принесла Великая Отечественная война. Именно здесь начиналась легендарная «Дорога жизни», снабжавшая жителей блокадного Ленинграда продовольствием и топливом. Первый санный обоз с продовольствием прошел по озеру еще 18 ноября 1941 года. В то время в Ленинграде оставался запас продуктов лишь на несколько дней. 23 ноября 1941 года из Кобоны по неокрепшему льду озера ушла в блокированный Ленинград первая колонна — 60 машин с продовольствием. И хотя осажденным доставили лишь 33 тонны ржаной муки, это была большая победа. Теоретически «Дорога Жизни» начиналась недалеко от Тихвина, где формировались колонны и сортировались грузы, но подлинные трудности были на 30-километровом участке от Осиновца до Кобоны, где находился транспортный узел и эвакуационный пункт. Зимой по ледовой магистрали проходили 3600 машин — "полуторки" и "трехтонки". Летом в навигацию грузы и людей доставляли в Кобону моряки Ладожской военной флотилии и речники Северо-Западного речного пароходства. Для подачи топлива в осажденный город был проложен трубопровод по дну Ладоги. Труба начиналась в деревне Леднево, и для обслуживания топливопровода был построен подземный городок. Памятник легендарной полуторке Вы должны были видеть в Дусьево, когда сворачивали с Мурманского шоссе.

Есть здесь музей Дороги жизни и музей жизни и творчества уроженца Кобоны поэта А. А. Прокофьева. На самом видном месте в деревне, перед мостом через Кобонский канал, стоит памятник, на граните которого высечены слова:

Через Кобону шла Дорога жизни,
Она, прорвав фашистскую блокаду,
Соединила сердце Ленинграда
С родной Москвой, с советскою Отчизной.

В Кобоне можно проехать вдоль Кобонского канала, но не до Новоладожского, так как мешают дачи «небедных личностей»; зато к Новоладожскому можно подехать, если после моста свернуть на вторую дорогу налево. Вы попадете на место отдыха кобонцев и Питерских дачников — песчаный пляжик на берегу Новоладожского канала. В августе вода была теплая и… прозрачная — народ купался.

Деревня Черное

Конечная цель нашего путешествия — рыбацкая деревня Черное, стоящая по обоим берегам Новоладожского канала, подходя в плотную к губе Ладожского озера — Черная Сатама. Здесь все подчинено рыбалке. В каждом доме есть лодка, как правило, моторная. В деревне есть сервис для приезжающих — кафе, стоянка, прокат лодок, ночлег и какая-то развлекаловка. Две половины деревни соединены понтонным мостом через канал. Часть домов, и следовательно лодок, стоит на той части канала, которая выходит в Ладогу, то есть за мостом. Но тем, кто стоит перед мостом, приходится преодолевать это препятствие — ждать «разводки» моста. Мост разводится оригинально. Подобные переправы в Загубье и Новой Ладоге поднимаются вверх, но здесь мост отстыковывается от одного берега и вращается как стрелка часов, освобождая русло канала. Управляется все это с помощью двух воротов с тросами и весьма колоритного мужчины, который крутит все это хозяйство, стоя на мосту.

Если, перейдя мост, Вы повернете налево, а затем направо, то выйдете к Ладожскому озеру. В 2006 году Ладога обмелела нужно долго идти, чтобы дойти до воды.

Если Вы повернете после моста направо, то подойдете к Ильинской церкви 1874 года постройки. Сама церковь, хоть и сохранилась, представляет собой удручающее зрелище.

Осенью 2006 года протоиерей Иоанн Малинин (настоятель Сампсониевского Собора Санкт-Петербурга), сын отца Анатолия Малинина (из последних священников, кто служил в этой церкви в конце 1950-х годов), взялся за её восстановление. Уже построена деревянная часовня, в которой будет алтарь, что позволит совершать все службы.

За церковью находится кладбище.

Назад